Из прошлого в будущее. По Кутузовскому проспекту - в область.

Простаивая в автомобильных пробках, размышляя о будущем, мы редко задумываемся об историческом прошлом проспектов, улиц и переулков. Город растёт, сменяются поколения и градоначальники, уходят в прошлое картинки старой Москвы. Казавшиеся когда-то широкими проспекты вызывают в часы пик лишь раздражение.  Реконструкция московских трасс представляется несбыточной мечтой.
Кутузовский проспект – магистраль номер один  - уже давно не справляется с транспортным потоком.  А ведь мало,  кто знает о том, что первая очередь  магистрали от Садового кольца, являющейся частью Нового Арбата,  была построена в рекордный срок, всего за 4 месяца. Ещё летом 1957 года между Большим Новинским переулком и Институтом курортологии громоздились ветхие, низенькие, отжившие свой срок домики. Они были снесены. Исчез Большой Новинский, Последний и ряд других мощеных булыжником переулков. При расширении улицы были разобраны ветхие строения и снесены корпуса Новинской женской тюрьмы, существовавшей до революции 1917 года. Район между Москвой-рекой и Дорогомиловской заставой был одним из неблагоустроенных на окраине старой Москвы. Ветхие дома и деревянные лачуги, узкие грязные переулки, захламленные берега реки – так выглядела эта местность до реконструкции. Первые многоэтажные дома появились здесь в 1931 - 1939 годах. В 1949 - 1957 годах на берегах Москвы-реки была завершена реконструкция набережной. Высотное здание гостиницы «Украина» (ныне «Radisson Royal Hotel, Moscow)   было построено в 1953 – 1957 годах по проекту архитектора А.Г. Мордвинова и главного конструктора П.А.Красильникова.  В 1958 -1961 годах были застроены кварталы Кутузовского проспекта от набережной  имени Тараса Шевченко до площади, созданной на месте бывшей Дорогомиловской заставы,  на пересечении Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта .
Границы Кутузовского проспекта многократно менялись. Историческая дорога из Москвы на Можайск, Смоленск и другие города на западе существовала  с ХV века.  Первоначально она проходила от Кремля по современным улицам Воздвиженка, Арбат, Смоленская и Большая Дорогомиловская через Смоленскую площадь по современному Бородинскому мосту, мимо Киевского вокзала до Дорогомиловской заставы Камер-Коллежского вала.  В 1742 году с появлением Дорогомиловской заставы были разделены Дорогомиловская улица и Можайская дорога.  Можайское шоссе получило свое название в конце ХIХ века. В 1925 был создан город Кунцево. С этого момента Можайское шоссе стало не только дорогой, идущей на запад, но и главной улицей Кунцева.  В 1957 году после создания на месте старых московских переулков Нового Арбата, строительства  Новоарбатского моста появился Кутузовский проспект, куда  вошли Новодорогомиловская улица (названа так по находящейся рядом Большой Дорогомиловской улице), часть Можайского шоссе, улицы с одноименным названием и Кутузовская слобода — часть бывшего Можайского шоссе за Малым кольцом Окружной железной дороги, от железнодорожной станции Кутузово до Поклонной горы.  В 1975 году площадь в конце Кутузовского проспекта, где находится Триумфальная арка, переименована в площадь Победы. В 1976 году часть Можайского шоссе от площади Победы до Аминьевского шоссе названа проспектом маршала Гречко.  Поскольку проспект маршала Гречко вошел в 1992 году в состав Кутузовского проспекта, его протяженность  увеличилась до Аминьевского шоссе
Кутузовский проспект был и остается одним из самых престижных районов столицы. Особенно была велика его популярность в середине – конце девяностых годов прошлого столетия. Наиболее престижной считался квартал между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко. В доме номер двадцать шесть  жили высокопоставленные государственные деятели Л. И.Брежнев и Ю.В.Андропов. Жить по соседству с представителями партийной и государственной элиты, известными деятелями науки и культуры считалось особым шиком. Всегда ценились квартиры в районе площади Победы и тихих улочках возле панорамы «Бородинская битва». В настоящее время Кутузовский проспект, являясь правительственной трассой, по которой проходят правительственные кортежи, имеет существенный  минус: движение часто перекрывается. Высокий трафик движения, постоянные пробки, загазованность  ухудшают качество жизни и способствуют тому, что владельцы квартир выбирают жизнь  за городом. Продав квартиру на Кутузовском проспекте, вполне можно купить коттедж в ближнем Подмосковье.
Можайское шоссе, берущее начало от пересечения Кутузовского проспекта и Аминьевского шоссе упирается в МКАД. Далее берёт начало Минское шоссе, которое проложено параллельно Можайскому шоссе в обход небольших населенных пунктов. По этой причине Можайское шоссе потеряло свое международный статус, став трассой областного значения. На пересечении Можайского и Минского шоссе на въезде в город Одинцово уставлена арка с надписью Старая Смоленская дорога.
Вдоль Миского шоссе расположены знаменитые стародачные поселки Немчиновка, Трёхгорка, Баковка, Переделкино, Внуково, Лесной городок, Осоргино, Толстопальцево, Кокошкино, Зайцево, Крёкшино, Жаворонки, Голицыно и др. Минское шоссе — одно из наиболее дорогих направлений на рынке загородной недвижимости. Привлекательность направления обусловлена живописным ландшафтом и отсутствием крупных промышленных зон. Здесь протекают Москва-река, реки Нара, Руза, Искона, находятся знаменитые рыбалкой Нарские пруды. Можайское, Озернинское, Рузское водохранилища считаются наиболее живописными и чистыми в Подмосковье.
Западные районы Московской области всегда считались экологически привлекательными. Эти места, богатые дичью и рыбой, не оставили без внимания не только рыбаки и охотники, но и строители санаториев и лесных дач.  Живописны и знамениты своими грибными и ягодными местами Рузский  и Одинцовский районы. Последний стал местом отдыха москвичей с начала прошлого столетия.
В настоящее время здесь прекрасно развита инфраструктура: построены торговые центры, образовательные школы, спортивные клубы и многое другое. В Переделкино находятся музеи Корнея Чуковского, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко, Дом творчества писателей, Храм Преображения Господня. В непосредственной близости от Москвы в число популярных мест для отдыха входят комплексы «Переделкино» и «Спортинг Клуб Москва», где представлено множество развлечений:  пейнтбол, боулинг, бильярд, ресторан, охота, рыбалка и другие.
Единственной проблемой Минского направления является транспортная составляющая. Минское шоссе в настоящее время сильно перегружено: слишком велик поток автотранспорта.  Особенно много автомобилей, спешащих в столицу  из  ближнего зарубежья и Европы. Растут жилые кварталы в городе Одинцово, активно ведётся строительство жилых домов в Ближнем Подмосковье - автомобильный трафик постоянно увеличивается. Проблема реконструкции Минского шоссе назрела давно, но особенно актуальным вопрос стал после принятия решения о строительстве инновационного центра в Сколково.    
В настоящее время работы по реконструкции дороги идут полным ходом, потенциал направления растёт. После завершения работ Минское шоссе станет одной из наиболее современных и скоростных автомагистралей страны. Наступит время, когда старые фотографии этих мест станут раритетными, а страницы современной истории будут представлять интерес  для наших потомков...


Список литературы:
1. П.В. Сытин. «Из истории московских улиц», 3-е издание, Москва, 1958.
2. Под общей редакцией Ф.М. Пегова. «Имена московских улиц», Московский рабочий, 1975.
3. М.И. Пыляев. «Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной
«Московский рабочий», 1962.
4. Д.В. Дягилев, Г.В.Костомаров, В.Л.Снегирев, Н.Л.Виноградов, Ю.С.Степанов и др. «По Москве. Краткий путеводитель. Издание второе, переработанное» , «Московский рабочий», 1958.
5. Ю.Н. Александров. «Москва: Диалог путеводителей», "Московский рабочий", 1986.
6. Б.П. Краевский. «Триумфальные ворота», Московский рабочий, 1984.
7. М.Г.Криворучко, Ф.Л.Курлат,  М.А.Михайлов, Ю.Е. Соколовский «По улицам Москвы»,"Московский рабочий", 1962.